В проекте бюджета Республики Татарстан на 2026 год предусмотрено исполнение всех социальных обязательств перед населением. Об этом заявил председатель Комитета Государственного Совета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. Представленный проект бюджета вызвал серьезный общественный и парламентский интерес: речь идет о задачах, которые напрямую затрагивают жителей Казани и других муниципалитетов республики — заработные платы бюджетников, социальная поддержка семей, финансирование медицины и образования, а также инвестиционные программы развития.
Ключевые цифры проекта бюджета
Важные параметры, которые были озвучены депутатом и отражены в проекте закона, представлены в сравнительно сдержанных, но конкретных цифрах. На 2026 год в проекте запланированы:
- доходы бюджета — более 498,1 млрд рублей;
- расходы — более 512 млрд рублей;
- дефицит — 13,8 млрд рублей;
- общий фонд оплаты труда (ФОТ) — свыше 1,4 трлн рублей;
- ожидаемый валовой региональный продукт (ВРП) республики — 5,7 трлн рублей;
- планируемые инвестиции — 1,8 трлн рублей.
Эти цифры дают представление о масштабе финансовых потоков и приоритетах экономики Татарстана в ближайшие три года. Наращивание инвестиционной активности и поддержка ФОТ отражают курс на сохранение экономической стабильности и социальной защищенности населения.
Социальные обязательства и зарплаты бюджетников
Одно из ключевых положений бюджета — повышение зарплат работников бюджетной сферы. Как отметил Якунин, общий фонд оплаты труда в рамках бюджета превышает 1,4 трлн рублей. Это означает, что средства на оплату труда педагогов, медиков, работников культуры и других сотрудников бюджетной сферы учтены в первоочередных расходах республики.
Увеличение ФОТ — это сигнал о намерении сохранить соцгарантии и мотивацию работников системы образования и здравоохранения, что особенно важно для городов с высокой плотностью населения, таких как Казань. Реализация этих мер позволит поддержать занятость в муниципалитетах и обеспечить доступность соцуслуг для населения.
Налоговая база и источники доходов
По словам Якунина, налоговые поступления остаются ключевым источником финансирования республиканского бюджета. В проекте предусмотрены изменения в части налоговых поступлений, в том числе в отношении НДС и упрощенной системы налогообложения. При этом депутат подчеркнул, что в поступлениях в бюджет наблюдается рост НДФЛ — этого налога, который напрямую зависит от уровня занятости и доходов населения.
Якунин также обратил внимание на роль федеральных трансфертов: на момент представления проекта бюджета федеральные средства в доходной части не были учтены — их распределение ожидается позже. Депутат подчеркнул, что при поступлении дополнительных федеральных доходов бюджет сможет полностью покрыть все социальные обязательства, что является ключевым условием исполнения социального блока расходов.
Инвестиции как фактор роста
В проект заложены значительные инвестиции — 1,8 трлн рублей. Увеличение инвестиционной составляющей бюджета нацелено на развитие инфраструктуры, промышленности и создание условий для дальнейшего экономического роста. Увеличенные инвестиции, по оценке Якунина, позволят в 2026 году получить повышенные доходы, что будет способствовать снижению бюджетной напряженности в перспективе.
Важно понимать, что инвестиционная активность также влияет на занятость и налоговые поступления, а значит, на способность республики финансировать социальные инициативы. В условиях укрепления инфраструктуры и промышленного потенциала Татарстана у населения должны появляться дополнительные возможности для трудовой реализации и повышения уровня жизни.
Порядок рассмотрения проекта и сроки
Проект бюджета на 2026 год и на плановый период 2027–2028 годов был представлен Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым 4 октября в Государственный Совет Республики Татарстан. С этого момента начался процесс парламентского рассмотрения и общественной экспертизы. По словам Якунина, план рассмотрения включает:
- 10 октября — совещание по обсуждению проекта бюджета с муниципальными образованиями;
- 15 октября — парламентские слушания;
- 21 октября — заседание Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам.
Кроме того, до парламентских обсуждений бюджет будет рассмотрен практически всеми профильными комитетами Госсовета. Такой поэтапный подход позволяет учесть мнения муниципалитетов и профильных экспертов, скорректировать приоритеты и обеспечить прозрачность процесса формирования бюджета.
Риски и факторы, влияющие на исполнение бюджета
Якунин подчеркнул, что бюджет формировался с учетом возможных внешних и внутренних рисков. Среди факторов, которые могут повлиять на исполнение бюджета в течение года, он назвал изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ), изменение ключевой ставки Центробанка, а также влияние санкционных ограничений. Все эти переменные способны изменить как доходную, так и расходную часть бюджета, требуя поиска дополнительных источников финансирования или переназначения приоритетов.
При этом депутат отметил, что в течение года, как правило, поступают дополнительные доходы, и это позволяет корректировать бюджетные обязательства. Как только будут определены объемы федеральной помощи, республиканский бюджет сможет точнее планировать исполнение социальных обязательств.
Что это значит для жителей Казани и муниципалитетов Татарстана
Для жителей Казани и других городов республики проект бюджета означает стремление сохранить социальную стабильность. Наличие средств на повышение зарплат бюджетников, учет соцпотребностей и инвестиционные приоритеты — все это направлено на поддержание уровня жизни и доступности социальных услуг.
Муниципальные образования получат возможность обсуждать проект бюджета на совещании 10 октября и вносить свои замечания и предложения. Такой формат помогает учитывать региональные особенности и оперативно реагировать на потребности населения — от ремонта учреждений образования до модернизации медучреждений и дорожной инфраструктуры.
Комментарий эксперта и парламентская работа
Леонид Якунин подчеркнул, что ежегодно проводится тщательная работа по формированию бюджета: анализируются макроэкономические показатели, прогнозы поступлений и текущие потребности социальных сфер. По его словам, бюджет по сути всегда напряженный, и сохранение «оптимальной ситуации» в течение года невозможно — она подвержена колебаниям. Поэтому задача депутатов и профильных комитетов — обеспечить гибкость бюджетных механизмов и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней конъюнктуры.
Парламентская работа включает всестороннее обсуждение проекта: от слушаний и комиссий до выездных совещаний с муниципальными образованиями. Это позволяет находить сбалансированные решения, направленные на выполнение социальных обязательств при сохранении макроэкономической устойчивости региона.
Выводы
Проект бюджета Республики Татарстан на 2026 год отражает приоритеты: гарантия исполнения социальных обязательств, повышение фонда оплаты труда бюджетников, значительные инвестиции и аккуратный подход к налоговой политике. Параметры доходной и расходной частей указывают на наличие дефицита в 13,8 млрд рублей, однако ожидаемые дополнительные федеральные доходы и инвестиционный прирост могут обеспечить исполнение социальной части плана.
Жителям Казани и региона важно следить за ходом парламентских слушаний и обсуждений — в ближайшие недели будут приняты ключевые решения и уточнены источники финансирования. Время покажет, как проект будет доработан и реализован в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры 🙂
Напомним: проект закона «О бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» был представлен Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым 4 октября. Докладчик по бюджету и его комментарии — слова Леонида Якунина, председателя Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам.

